Понедельник, 29.04.2024
В мире химии
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
       

 Тематика выступлений на районных Методических объединениях учителей химии

Тема  Год 
«Экологические проблемы Ставрополья» 2003
«Предпрофильная подготовка в 8-9 классах» 2004
«Формирование профильных классов» 2005
«Преподавание химии в профильных классах» 2006
«Реализация ПНП «Образование» 2007
«Формирование  самообразовательных умений учащихся на уроке и во внеурочное время, как способ организации учебно-исследовательской деятельности» 2009
«Реализация метапредметного подхода в преподавании химии» 2010
«Формирование  самообразовательных
умений у учащихся на уроке и во внеурочное время как способ организации учебно-исследовательской деятельности»
2011
«Индивидуальные учебные задания как средство развития познавательной активности обучающихся на уроке и дома» 2012
Мастер-класс "Симфония урока", (рассказ о конкурсе и курсах повышения квалификации в Москве) 2012

Системно-деятельностный подход в организации преподавания химии
                                            (выступление на РМО)
“Плохой учитель преподносит истину,
 хороший учит её находить”.
                                    А. Дистервег
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования представляет собой совокупность требований обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. 
ФГОС: пункт 7 “В основе стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет:
- воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Вектор смещения акцентов нового стандарта
•    Чему учить? (обновление содержания) 
•    Ради чего учить? (ценности образования) 
•    Как учить? (обновление средств обучения).
Понятие системно-деятельностный подход введено в 1985г. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф.Ломов) и деятельностного, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В.Занков, А.Ф.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Н.Ананьев).
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода являются постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Цель уроков:
повысить эффективность обучения учащихся, развить исследовательские умения, осуществить принцип связи обучения с жизнью, а значит дать основы социальной успешности, формировать интерес к осознанному выбору профессии.
Для себя  выделяю три основные группы технологий:
•    технология объяснительно- иллюстрированного обучения;
•    личностно- ориентированное обучение;
•    развивающее обучение.
Системно-деятельнотстный подход обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных возможностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научиться учиться. Это значит, что при изучении содержания любого предмета важно не формировать готовые факты, не навешивать новые знания, а создавать условия, при которых ученик с помощью своих одноклассников и учителя разворачивали бы учебный материал, прогнозировали направление его развития, формировали ту учебную задачу, которую им надо решить.
Чему должен научиться ребенок?
Стандарт нового поколения помогает научиться учиться, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть и которые формируют фундаментальное ядро образования, именно в действии порождается знание.
Ребенок должен научиться   самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Приведу некоторые примеры использования системно-деятельностного подхода в своей работе:
8 класс.
1. Изучение темы «Превращения веществ» начинается с проведения ряда лабораторных опытов (горение древесины, визуальный анализ ржавого гвоздя, испарение и замерзание воды, взаимодействие кусочка мела с соляной кислотой, реакция хлорида бария с серной кислотой). Ученикам  предлагается самостоятельно сформулировать причину деления всех явлений на физические и химические. Они должны постараться  разделить их на группы. Учащиеся, проанализировав результаты экспериментов, безошибочно устанавливают основной принцип деления всех явлений.
2. При изучении темы “Кислоты”  не сообщаю тему урока, а используя различные приёмы, добиваюсь от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки проблемы. Например: представляю презентацию “Кислоты”. Посмотрите на экран. Как видите, здесь есть представители растений, животных и даже лекарственные средства. А что между ними общего? Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус лимону придаёт лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты.
А затем, учащиеся сами формулируют тему урока “КИСЛОТЫ”.
3. Фрагмент урока химии в 8 классе “Катализаторы”,  предлагаю учащимся провести небольшой опыт, перекись водорода долгое время может стоять и ни чего с ней не происходит, но стоит только добавить оксид марганца (IV), перекись водорода разлагается. Значит оксид марганца (IV) выступил в роли катализатора. Он ускорил реакцию. А что же происходит с этим веществом. 
Возьмите пробирку и посмотрите оксид марганца “осел” на дно.
Значит, катализаторы ускоряют скорость химической реакции, а в продукты реакции не входят.
4. На уроке в 10 классе тема “Алкены”.
Начинаю  со слов. На предыдущем уроке мы с вами обобщили знания о предельных углеводородах. 
Теперь пришла очередь познакомиться с другими углеводородами. 
Одним из представителей этого класса углеводородов является вещество, которое в 19 веке использовалось как анестезирующее средство, а сегодня его широко применяют для получения многих видов пластмасс, им обрабатывают фрукты и овощи, чтобы ускорить их созревание. Перед вами материалы, сделанные из этого вещества и его гомологов. О каком веществе идет речь? (Это задание направлено на мотивацию, повышение интереса учащихся к изучаемой теме, а также на совершенствование способов познания окружающего мира).
На столах учащихся предметы: полиэтиленовый пакет, пищевая пленка, этанол, пластмассовое ведерко, одноразовая тарелка.
Какова же тема урока? “Этилен”. Этилен представитель класса алкенов, тема урока “Алкены”.
Для реализации системно-деятельностного подхода  представляю незначительное количество опорной информации, остальное учащиеся извлекают сами. Если учащийся из урока в урок самостоятельно добывает знания, то всегда при этом испытывает чувство удовлетворения и стремится испытать это чувство вновь. От меня, как от учителя, требуется умение подбора соответствующих учебных задач. Уровень сложности этих задач должен быть таким, чтобы учащийся смог решить ее, совершив для себя открытие. Поскольку у каждого из учащихся свой познавательный опыт, то предъявляемые в учебном процессе задания должны быть разно-уровневыми.
Целью деятельностного подхода в обучении является самостоятельное созидание в процессе продуктивной деятельности. Для этого у учащегося должно быть достаточно опорных знаний. Например, опорным понятием для формирования понятия “уравнение химической реакции” являются понятие химическая формула, индекс, коэффициент, химическое уравнение. У школьника знания должны быть определенным образом упорядочены в его сознании. Системность ранее полученных знаний помогает соотнести новую информацию с опорными знаниями, организовав тем самым процесс созидания нового знания.
В своей работе  использую составление кластера. В центре доски записывается слово, отражающее предмет разговора на предстоящем уроке. Ученикам предлагается вспомнить всё, что им известно по этому вопросу за 1-2 минуты и записать в виде кластера. Затем кластеры сравниваются, определяется неизвестное понятие и формулируется тема урока.
Основная функция учебных задач - формирование и развитие приемов обучения, учебной деятельности и мотивация учащихся на сам процесс обучения, на процесс познания. На уроках систематически предлагаются задания, меняющиеся по принципу усложнения и комбинирования тренируемых операций. Организуются лабораторные и практические работы с элементами исследовательской деятельности.
Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.
Как говорил И.В.Гете «Современный педагог – не тот, кто учит,  а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление».

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz